Рекомендации по обобщению педагогического опыта

Структура описания педагогического опыта

1Тема опыта: должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям: в формулировке темы должна быть отражена связь «результат-средство» («средство-результат»), «средство-процесс»; конкретность формулировки;корректное использование педагогических и психологических терминов.

2Цель педагогической деятельности - это мысленное представление конечного результата. Накапливается педагогический опыт в виде фиксируемых фактов, достоверность которых очевидна или доказана).

3Актуальность опыта. Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, региональной образовательной политике, нормативным документам.

4Научно-методическое обоснование. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается).

5Вычленить противоречия, которые побудили педагога к поиску новых подходов к обучению и воспитанию.

6Ведущая педагогическая идея опыта Центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

7Новизна опыта. Представление оригинального способа решения проблемы, при этом новизна может проявляться во внесении новых положений в науку, в предложении более эффективных способов применения известных положений, в комбинации элементов современных педагогических технологий.

8Описание сущности педагогического опыта. Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

Рекомендуемая формула описания:

Цель (для чего) - содержание (что) - методы и средства (как) - результат (какой.)

Технология опыта - это процедура деятельности, ее состав и содержание.

К данной части описания есть ряд обязательных требований:

- отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности; выбрать структуру описания технологии (по этапам урока, по типам урока, по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.); показать общие подходы, сформировать свои педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий); показать индивидуальность автора опыта (авторские педагогические «находки»); содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.

9Условия, при которых создавался опыт. Прописать личностные и профессиональные качества педагога. Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности. Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог. Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.

10Результативность. Представить, каковы результаты педагогических действий, чем они отличаются от результатов других в тех же условиях.

11Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников образовательного процесса.

12Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования.

13Литература

14Приложения Примечание. При описании опыта ссылки на приложения обязательна