Рекомендации для воспитателей оздоровительных лагерей по внедрению модели «История. Традиции. Развитие.» (ИТР)

 

В целях обеспечения непрерывности воспитательного процесса, удовлетворения потребностей детей в различных видах отдыха и оздоровления на базе учреждений общего среднего образования была создана модель развития патриотических качеств «История. Традиции. Развитие.»

Модель «ИТР» работает на примере смены «Сэрцам адданыя роднай зямлі». Смена представляет собой сочетание мероприятий гражданско-патриотической направленности и игрового модуля, позволяющего улучшить знания по истории Беларуси.

Каждый отряд – это Замок, для которого составляются своя легенда или историческая справка (законы, традиции и т.п.), приветствие, герб и тайна. Заранее объясняется, что каждый из Замков (отрядов) входит в состав Великого Княжества Литовского (дается краткая историческая справка с учетом возрастных особенностей воспитанников). На протяжении всей смены Замки соревнуются между собой в собирании (освоении, завоевании) земель, которые можно выиграть в различных соревнованиях или купить за определенное количество грошей (валюта смены). Процесс собирания фиксируется на условной карте земель Замка. Гроши Замки получают за призовые места и участие в общелагерных мероприятиях, за выполнение поручений,  организацию дежурства и т.д.

Если численный состав воспитанников оздоровительного лагеря не позволит сформировать несколько отрядов, целесообразно будет деление воспитанников на команды в рамках одного отряда.

Необходимо отметить и систему индивидуального роста, которая также продумана согласно игровой идее смены. Система носит название «Щит и меч» и представляет собой игровое поле, разбитое на два блока: щит – где каждый сектор закрашивался в соответствии с деятельность в течение дня, и меч – где отражалось эмоциональное состояние воспитанника.

Самоуправление в лагере организовывалось по схеме. Каждый день для актива отряда собирался Совет Старейшин. На нем князья получают послание от Великого князя (культорганизатора), в котором содержится информация о замках Беларуси. Князья обязаны ознакомить жителей своего Замка с этой информацией (для этого можно было использовать возможность утреннего разговора) и ремесленники размещают ее на замковой территории.

Ежедневно канцлер доносит жителям Замка условия творческого задания, основанного на информации, полученной на Совете Старейшин. Формулируется оно таким образом, что выполнив его, жители Замка получают блок информации по истории Беларуси, которую канцлер заносит в Летопись замка. Если в составе отряда школьного лагеря дети в возрасте 6 – 8 лет, то целесообразно возложить функцию князя на воспитателя или привлечь старших ребят.

Таким образом, в игровой форме воспитанники сами того не подозревая знакомятся с историческим и культурным наследием Беларуси. Свои знания воспитанники могли закрепить на общелагерных мероприятиях, таких как ролевая игра «На пути к государственности», игровая шоу-программа «Битва за власть», конкурс «Белорусочка», ярмарка игра «Кошык весялосці прынясіце ў госці», конкурс инсценировок «Казачны куфэрак», конкурсно-развлекательная программа «Купальскія забавы» и других.

Патриотическая идея смены реализуется через проведение серии информационных часов в рамках акции «Культурная столица Беларуси». Ежедневно на утреннем разговоре каждый Замок знакомится с историей, культурным наследием различных городов Беларуси, что помогает воспитаннику сравнить прошлое и настоящее города, закрепить имеющиеся знания. По итогу смены воспитанники имеют возможность выбрать город, который, на их взгляд, может претендовать на звание «Культурная столица Беларуси».

При работе в школьном оздоровительном лагере объем информации для Совета Старейшин, серии творческих заданий и информационных часов, а также ее содержание должны быть определены для двух возрастных групп: младшая (6-10 лет), средняя (11-13 лет) и основаны на учебной программе по учебному предмету «История Беларуси».

При наличии профильного отряда в период функционирования смены для его участников необходимо использовать информационные блоки с большим объемом, что позволит привлекать этих воспитанников к организации и проведению мероприятий.

Для популяризации белорусского языка среди молодого поколения в течение смены действует программа «Размаўляем па-беларуску». Каждый день воспитанникам предлагается слово и его толкование на родном языке, связанное с тематикой и названием дня. Преимуществом работы в школьном лагере является возможность сотрудничества с учителями белорусского языка и литературы можно проводить «Хвілінкі беларуская мовы» на более высоком уровне.

В течение смены может функционировать профильный отряд художественной направленности. В состав отряда должны войти ребята 14 – 16 лет, которые разрабатывают макеты оформления сцены, декорации на культурно-массовые мероприятия. А также могут принимать участие при изготовлении костюмов и необходимого реквизита для общелагерных программ.

Работа в лагере с дневным пребыванием позволяет широко использовать социокультурное пространство столицы (музеи, кинотеатры, театры). Можно организовать встречи с ветеранами, посещение историко-культурного комплекса «Линия Сталина» и проведение военно-спортивной эстафеты совместно с сотрудниками воинских частей.v