Проведение экзамена на подтверждение высшей категории

(выдержки из методических рекомендация ГУО «Академия последипломного образования»)

Общие положения

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)», утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее Инструкция).

Целью проведения квалификационного экзамена является независимая экспертная оценка научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.

Основными задачами квалификационного экзамена являются:

определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории;

стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы;

овладение передовым опытом;

включение в исследовательскую деятельность;

определение соответствия научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к специалистам высшей категории.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории проводится как в академии, так и в областных (Минском городском) институтах развития образования (далее – институты).

Методическое обеспечение, формы экзамена определяет Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования», учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

Порядок проведения квалификационного экзамена

Для сдачи квалификационного экзамена из числа экзаменующихся формируются группы наполняемостью 10-12 человек. Возможно объединение в группы экзаменуемых по двум смежным образовательным областям (направлениям деятельности) при проведении экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории.

Приказом руководителя учреждения образования за 2 недели до проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории утверждается количественный и персональный состав квалификационных комиссий. Данным приказом определяется председатель и секретарь квалификационной комиссии (Приложение 2).

На квалификационном экзамене педагогическому работнику выдаются экзаменационные листы со штампом учреждения образования, в которых сдающие квалификационный экзамен делают записи. Экзаменационные листы после проверки подписываются всеми членами комиссии.

Перед началом квалификационного экзамена председателю квалификационной комиссии выдается экзаменационная ведомость. Результаты квалификационного экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости оценками: «сдал(а)», «не сдал(а)». Экзаменационная ведомость подписывается председателем квалификационной комиссии и всеми членами квалификационной комиссии (Приложение 3).

В случае успешной сдачи квалификационного экзамена экзаменуемому выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии соответствующего образца (Приложение 5) за подписью руководителя учреждения образования. Выдача педагогическому работнику выписки из протокола заседания квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена фиксируется в ведомости (Приложение 6).

Пакет документов квалификационного экзамена (копия приказа о проведении квалификационного экзамена, направления на сдачу квалификационного экзамена, протокол заседания квалификационный комиссии, ведомость на получение выписки из протокола заседания квалификационной комиссии, экзаменационная ведомость, проверенные письменные работы), представляется в соответствующее структурное подразделение учреждения образования в течение двух дней после окончания квалификационного экзамена. Срок хранения экзаменационных материалов 5 лет.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в течение одного дня.

Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории направлен на определение уровня профессиональной деятельности педагогического работника в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории. Он состоит изписьменной части и приема квалификационного экзамена.

Во время письменной части квалификационного экзамена претендент на подтверждение высшей квалификационной категории проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия.На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.

На квалификационном экзамене претендент на подтверждение высшей квалификационной категории защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.

Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

Для успешного прохождения квалификационного экзамена экзаменуемый должен набрать не менее 75% от возможного количества баллов.

Процедура и содержание
квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение квалификационной
категории «учитель-методист»

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение или подтверждениеквалификационной категории «учитель-методист» направлен на определение уровня профессиональной деятельности педагогического работника в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Квалификационный экзамен состоит изписьменной части и приема квалификационного экзамена. На письменной части экзаменуемый готовит тезисы представления авторской методики или опыта педагогической деятельности. На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.

Во время квалификационного экзамена претендент на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» защищает авторскую методику или опыт собственной педагогической деятельности.

Описание авторской методики или опыта педагогической деятельности представляется в соответствии с требованиями (Приложение 7). Оценка опыта педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

Для успешного прохождения квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» экзаменуемый должен набрать не менее 75% от возможного количества баллов.

Требования к профессиональной деятельности

Претендента на высшую квалификационную категорию. В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:

1. Имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта.

2. Владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, решает педагогические задачи в разных условиях, использует современные подходы в практике обучения и воспитания.

3. Владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности.

4. Создает нормы собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструкции и др.).

5. Управляет процессом обучения и воспитания на основе современных предметных и гуманитарных технологий.

6. Владеет технологиями ситуационного управления образовательным процессом.

7. Проектирует методики изучения отдельных тем на основе анализа результатов обучения, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности.

8. Создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста.

9. Использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса и управления образовательной деятельностью обучающихся.

 

Требования к претенденту на квалификационную категорию «учитель-методист», кроме перечисленных выше, предъявля­ются дополнительные требования (рекомендации Академии последипломного образования)

 

  1. Наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования.
  2. Публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения.
  3. Опыт руководства методическим формированием, сопрово­ждения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена

Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности – модель урока, занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.

При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта и приложения к нему.

При оценке представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;

конкретность, диагностичность поставленной цели;

направленность задач на реализацию цели;

отражение степени достижения поставленной цели.

Сущность опыта:

степень обобщения и систематизации представленных материалов;

конкретизация опыта разработанными автором материалами;

описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;

обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.

Результативность, эффективность опыта:

выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;

доказательность результатов;

определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

Методический уровень описания опыта:

ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);

подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:

эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) занятия;

проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) занятия.

Примерная структура описания педагогического опыта

1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной практике.

1.2 Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3 Цели опыта

Развитие способностей, качеств, знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4 Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5 Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2. Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2 Описание сути опыта

2.2.1 Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2 К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения и воспитания, поиск средств обучения и воспитания, коррекционной работы, контроля и др.).

2.2.3 Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4 Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя.

2.2.5 Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.

2.2.6 Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3 Результативность и эффективность опыта

2.3.1 Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2 Достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта.

2.3.3 Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

1. Технологические карты, планы-конспекты уроков, занятий, мероприятий.

2. Список публикаций автора по теме опыта.

3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

Список литературы

  1. Анисимов, О. С. Методологический словарь / О. С. Анисимов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. – 414 с. — (Серия «Энциклопедия управленческих знаний»).
  2. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2012. – 98 с.
  3. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2012. – 92 с.
  4. Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2005. – №5.
  5. Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский. – М. : Сентябрь, 2002. – 160 с.
  6. Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении : пособие для руководящих работников и специалистов учреждений общ. сред. образования и системы повышения квалификации / А. А. Глинский. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 252 с.
  7. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и … неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. – 2003. – № 4. — С. 21–26.
  8. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с.  – (Мастерская учителя).
  9. Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. – 2002. – № 5.
  10. Левитес, Д. Г. Автодидактика : теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 320 с.
  11. Наумчик, В. Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.
  12. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. – 2005. – № 2.
  13. Педагогичекая энциклопедия / И. А. Каиров (гл. ред.), Ф. Н. Петров (гл. ред.) [и др.]. – М. : Сов. энцикл., 1966. — Т. 3. – 879 с.
  14. Праздникова, Г. З. Готовимся к аттестации : технологии обобщения и описания педагогического опыта : практ. пособие /
    Г. З. Праздникова. – М. : АРКТИ, 2007.
  15. Проблемы профессиональной компетентности: содержание и технологии аттестации педагогических кадров / М-во образования и науки Респ. Беларусь; ин-т повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и специлистов образования; А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк ; под ред. А.И.Жука — Минск, 1996.
  16. Пуйман, С. А. Педагогический опыт : преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.
  17. Сиденко, А. Г. Технологизация опыта : Возможна ли она? // Нар. образование. – 1999. – № 1–2. – С. 224–229.
  18. Терегулов, Ф. Ш. Передовой педагогический опыт : теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш. Терегулов. – М., 1991.

Уварова, Н. М. Технология оформления педагогического опыта / Н. М. Уварова, Т. А. Сергеева, Т. В. Максимченко. – М. : Интеллект-Центр, 2003. – 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме не более 12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Правила оформления материалов: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2, отступ первой строки – 1,25; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции Постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. На первой строке по центру – инициалы и фамилия автора. На следующей строке – название опыта заглавными буквами жирным шрифтом. На строке после названия опыта – название организации и координаты для связи с автором. Основной текст начинается через одну пропущенную строку.

 

Образец оформления опыта:

Иванов Иван Иванович

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Государственное учреждение образования
«Средняя общеобразовательная школа № 33 г. №»

8 (029) 377-23-35; e-mail: iwanov@yandex.ru

Текст материала. Текст материала. Текст материала. [1, c. 86]. Текст материала.

Литература:

1. …

2. …

Приложение 1.

Приложение 2.

 

Приложение 8

Критерии и показатели оценки представленного педагогического опыта на квалификационном экзамене

№п/п

Критерии

Показатели

Баллы

1

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой

В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата

1

Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой

2

Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели

3

Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели

4

2

Сущность опыта

В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания

1

В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов

2

Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению

3

Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)

4

3

Результативность, эффективность

Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана

1

Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны.

2

Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Не четко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

3

Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность   деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

4

4

Методический уровень описания опыта

Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)

1

Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материала)

2

Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования

3

Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами

4

5

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательного процесса (занятия)

Разработанная модель (фрагмент) образовательного процесса (занятия) не доказывает результативность, эффективность опыта

0

Включенные в модель (фрагмент) образовательного процесса (занятия) материалы опыта не согласуются с логикой реализации содержания занятия

2

Модель (фрагмент) образовательного процесса (занятия) убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) образовательного процесса (занятия) не представляет собой законченный целостный продукт

8

Модель (фрагмент) образовательного процесса (занятия) убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) образовательного процесса (занятия) подтверждает результативность, эффективность опыта

16