Реализация инновационного проекта

Перевернутое обучение. Что переворачиваем❔

Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль учащегося, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.


 

Традиционный подход

“Перевернутый” подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, вопроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

ИКТ

Использование технологий и веб- инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение.

Методы

Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к учащемуся.

Активные и интерактивные методы обучения. 
Личностно-ориентированный подход.

Построение урока

В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.


Представим схематично объекты переворачивания 

 

 Как видно из представленных выше треугольников, учитель традиционного подхода в большем объеме передает учащимся информацию в готовом виде и в меньшем проектирует учебную ситуацию.

Учитель, работающий в парадигме личностно-ориентированного образования, в меньшем объеме поставляет учащимся информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для познавательной деятельности учащихся.

            Из этой схемы можно сделать вывод, что традиционный подход постепенно превращает учащегося в потребителя.

Границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания классического традиционного подхода размываются, когда мы переворачиваем обучение. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, будет просто некая техническая перестановка: классную и домашнюю работу поменяли местами.

Отличительные особенности "перевернутого" урока

Вовлеченность учащегося в процесс обучения. Очевидно, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого. А это предполагает изменение роли учащегося в учебном процессе. Подобные изменения даются нелегко для учащихся, являющихся объектами обучения и привыкших за многие годы к пассивной позиции в учебном процессе. Учащиеся привыкли получать знания в готовом виде. Эффективность их познавательной деятельности оценивается количеством правильных ответов на заранее поставленные вопросы. 

Перевернутая модель возлагает большую ответственность за обучение на плечи самих учащихся. Акцент на свободной, творческой, самостоятельно-познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания, не являющиеся заученными из учебника. Эти знания они присваивают на основании собственного пережитого опыта.

Учитель как фасилитатор Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли учащегося, но и роли учителя. Его роль, по-прежнему, важна и является главной, но она становится “невидимой”. Здесь имеет значение переосмысление самим учителем его места в образовательном процессе. Ведь для части педагогов “невидимая” позиция на уроке воспринимается как потеря статуса Учителя. Появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией, и, даже, чувства ненужности. И здесь важно понимать, что задача учителя, как организатора учебного процесса, заключается не в том, чтобы дать урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся. 

На уроке время высвобождено для обсуждения, размышлений, решения проблем. При перевернутом подходе на уроке высвобождается время для контакта с учащимися. Фактически, появляется возможность работать с учащимся один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников. 

Это говорит о том, что перевернутый класс способствует индивидуальному подходу в обучении.