Экзамен по русскому (белорусскому) языку

Методические рекомендации

по проведению экзамена и оформлению экзаменационных письменных работ по русскому (белорусскому) языку

 

Порядок проведения письменного экзамена

Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов.

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы базового образования, сдают «Белорусский язык» в письменной форме (диктант, 1 час); «Русский язык» в письменной форме (диктант, 1 час).

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования с изучением учебных предметов на базовом уровне, сдают «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в письменной форме (изложение, 4 часа).

Уточняем следующее:

учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на базовом уровне, и учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на повышенном уровне, пишут изложение по разным текстам.

Оформление экзаменационной работы

Экзаменационные работы, которые проводятся в письменной форме, за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования выполняются на двойных листах бумаги со штампом учреждения образования, которые вкладываются один в один.

На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.  

Например: 2 июня 2015 г.

После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:

 

Экзаменацыйная работа (пераказ)

па беларускай мове

вучанiцы 11”Б“ класа        

Сідаровіч Ірыны Уладзіміраўны

 

Экзаменационная работа (изложение) по русскому языку

учащейся ХІ ”Б“ класса

Сидорович Ирины Владимировны

 

или

 

Экзаменацыйная работа (дыктант) па беларускай мове

вучанiцы 9”Б“ класа        

Кавалевiч Вольгi Пятроўны

 

Экзаменационная работа (диктант)

по русскому языку

учащейся ІХ ”Б“ класса

Ковалевич Ольги Петровны

 

На второй странице без слова «тема» пишется тема изложения, диктанта.

В кавычки название темы изложения, диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой и при ней стоит фамилия автора.

Экзаменационные работы учащихся после проверки и выставления отметки в баллах подписываются председателем и членами экзаменационной комиссии.

Например:

(отметка)

Председатель экзаменационной

комиссии                          (подпись)              Т.И.Пшеничная

Члены экзаменационной

комиссии:                           (подпись)            А.Г.Леонов

     (подпись)              Н.И.Трофимова

     (подпись)              В.В.Прокопович

 

 

 

 

 

Методика проведения диктанта

Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.

При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).

Затем текст диктанта записывается по предложениям:

-учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;

-это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;

-после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.

В процессе диктанта исключаются подсказки учителя, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо орфографическое «подсказывающее» чтение, резко расходящееся с нормами речи (например: чтение слова д[о]ро[ж]ка вместо д[а]ро[ш]ка).

Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.

После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели внимательно проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки.

Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика проведения выпускного экзамена в форме изложения

Вступительное слово учителя (подготовка учащихся к первичному восприятию текста).

Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста.

Чтение текста учителем. Чтение должно быть правильным, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная.

Самостоятельная работа учащихся (до 30 минут).

Второе чтение текста учителем.

Создание чернового варианта экзаменационной работы, проверка написанного, переписывание начисто своей работы, ещё раз её проверка и сдача работы.

Необходимость в третьем чтении может возникнуть в классе с низким уровнем обученности. Его лучше всего проводить, когда большинство учащихся закончили работу над черновиком.

Вопрос о третьем чтении решается экзаменационной комиссией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок проверки экзаменационной работы

Оценивание работ осуществляется в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по русскому (белорусскому) языку.

В экзаменационных работах учащихся в письменной форме за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования учителем зачёркиваются и подчеркиваются все ошибки, а над орфографическими, пунктуационными и грамматическими надписывается правильный вариант.

При проверке диктанта на следующей строчке после текста дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок:

2/2

При проверке изложения на следующей строчке после текста дробью записывается количество ошибок в содержании, количество речевых недочетов (числитель), а в знаменателе указывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

2-2

2-2-1

Итоговая аттестация

Итоговую аттестацию учащихся по тем предметам, которые выносятся на экзамены, осуществляют экзаменационные комиссии. Они выставляют итоговые отметки по учебным предметам на основе годовых и экзаменационных отметок.

В 11 классах (экзамен в форме изложения) обе отметки имеют одинаковую значимость, так как итоговая отметка должна отражать все стороны учебной деятельности учащихся по русскому (белорусскому) языку: усвоение лингвистической теории, овладение всеми видами речевой деятельности, уровень орфографической и пунктуационной письменности.

При проведении аттестации необходимо руководствоваться Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь №17, 2011 г.).

По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть выставлена:

а)на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

б)на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;

в)как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла.

При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

В случае разногласия между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы или устного ответа, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдаётся предложению в пользу ученика.