Методические рекомендации

по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету Иностранный язык по завершении обучения и воспитания на Ш ступени общего среднего образования

Выпускной экзамен по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому) за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу среднего образования, призван оценить уровень практического владения учащимися изучаемым иностранным языком в пределах требований, определенных образовательным стандартом и учебной программой.

На экзамене определяется уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся и на этой основе оценивается   качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.

Экзамен проводится в устной форме по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

Экзамен включает три этапа.

Первый этап: собеседование по прочитанному тексту.

На данном этапе экзамена проверяются умения чтения, понимания прочитанного, комментария и высказывания суждения по полученной информации, а также умения понимания речи на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.

Второй этап:собеседование по прослушанному тексту.

На данном этапе экзамена проверяются умения восприятия и понимания устной речи в звукозаписи, извлечения из прослушанного текста запрашиваемой информации и её комментария.

Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей.

Третий этап:беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.

Задача данного этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.

Содержание выполняемых учащимся заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развернутых высказываний относительно услышанного.

Задания для беседы по ситуации общения разрабатываются специалистами иностранного языка учреждения образования и утверждаются его руководителем не позднее чем за две недели до начала выпускного экзамена. При подготовке вопросов учитывается уровень изучения учебного предмета «Иностранный язык» на III ступени общего среднего образования.

Рекомендации по организации и проведению этапов экзамена

Собеседование с учащимся по прочитанному тексту

1.Объем текста составляет до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста.

2.Тексты печатаются шрифтом TimesNewRoman, кегль – 14.

3.Время на подготовку к ответу – до 20 минут.

Во время ответа учащийся имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре вопроса) для подготовки к собеседованию предлагаются учащемуся вместе с текстом.

5.Пользование словарем не предусмотрено.

Собеседование с учащимся по прослушанному тексту

1.Длительность звучания текста составляет до 1,5 минут.

  1. Задания для подготовки к собеседованию, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются учащемуся перед первым прослушиванием текста в печатной форме.

3.Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.

4.Время на подготовку к ответу составляет до 10 минут.

Беседа с учащимся по предложенной ситуации общения.

1.Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанным в образовательном стандарте и   учебной программе.

  1. Учащегося не знакомят с содержанием беседы предварительно. Задания (пять вопросов) предъявляются ему непосредственно во время беседы.

Одновременно в аудитории может находиться до четырех учащихся.

Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется экзаменационной комиссией.

Рекомендуется наличие в аудитории специалиста, организующего индивидуальное прослушивание аудиотекстов для каждого учащегося.

Экзаменационные вопросы разрабатываются учителями иностранного языка учреждения общего среднего образования и утверждаются его руководителем не позднее, чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Содержание материалов учащимся не сообщается.

Рекомендации по оцениванию ответа

Каждый этап экзамена оценивается отдельно с учетом уровня сформированности коммуникативной компетенции учащегося. (Примерные критерии оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции учащегося опубликованы в научно-методическом журнале ”Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь“ (№1/2012).

Оценивание ответов на всех этапах проведения экзамена осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку.

Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются в баллах по 10-балльной шкале отметок: 1 (один), 2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), 7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять).

Итоговая экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.

Пример

Фамилия, имя

Устное общение по предложен-ной ситуации

Понимание содержания прочитан-ного текста

Понимание иноязычной речи на слух

Сред-ний

балл

Экзамена-ционная отметка

Ковалевич Антон

8 баллов

9 баллов

9 баллов

8,6

9

 

 

 

Суммируются три отметки, полученные за устное общение, понимание содержания прочитанного текста и иноязычной речи на слух: (8+9+9):3=8,6.

Результат округляется в пользу учащегося, т.е. ученик получает 9 баллов. Если средний балл – 8,5, то экзаменационная отметка – 9.

В соответствии с Правилами, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

Отметки, полученные учащимися на экзамене, объявляются учащимся после его окончания.

Рекомендации по техническому оснащению помещений, определенных для проведения экзамена

Помещение, в котором проходит экзамен, должно быть оснащено техническими средствами обучения, позволяющими воспроизводить образцы речи в индивидуальном режиме прослушивания (магнитофоном, компьютером, наушниками, др.).

При проведении выпускного экзамена по иностранному языку по решению руководителя общего среднего образования можно осуществлять аудиозапись в целях последующего анализа соблюдения процедуры проведения экзамена членами экзаменационных комиссий и оценки уровня владения иностранным языком учащимися.